Три истории про особенных детей из моего опыта
Три истории про особенных детей из моего опыта
Как говорится - разблокировано:
Так получилось, что в дипломе о моем втором образовании написано - Психолог, педагог, доп. спец - Олигофренопедагог.
За пять лет учебы была практика в спецшколе, а позднее я полтора года проработала в детском отделении психиатрической больницы.
Первая история - На практике в спецшколе мне особенно запомнился класс - 12 человек. Постоянные вопли учителя - Молчать!!! и на математике простейший пример на сложение в пределах десяти проходят три урока. По методике преподавания - повторяют 100500 раз с разными картинками и в разных плоскостях. И усваивают дети не все и не сразу, а через полгода с трудом вспоминают, о чем речь... И говорят мне - на нас надо орать, мы иначе не слушаемся!
История вторая, через несколько лет. Во время работы в больнице.
В конце декабря лежала у нас в детском отделении девочка со средней степенью олигофрении - Олечка, пышногрудая красавица-блондинка 14 лет. Лежала последний раз - возраст предельный для детского отделения.
В карте заключение гинеколога - "Живет половой жизнью с 11 лет"...
И гордые рассказы Олечки всем свободным ушам, что у нее уже есть жених 25 лет, который ее на своей машине катает. Считала Олечка от 1 до 10 с ошибками, могла написать свое имя, фамилию писала тоже с ошибками. Жила в деревне у бабушки с младенческого возраста и в больнице лежала регулярно. Бабушка отдавала , что бы девчонку подкормили и приодели ( при отделении был небольшой фонд одежек для малоимущих пациентов). За пару дней до нового года в больницу пришла ее пьяная мама, орала на проходной и требовала новогодний подарок дочери. К Олечке пройти в отделение отказалась - "Че я там не видела!"
И история третья, для меня самая грустная.
Поступила в детское девочка Лена. Восемь лет. Круглолицая, русая, маленькая мышка, с испуганными серыми глазками.
Предварительный диагноз помнится вроде бы "задержка психического развития". Поступила первый раз и я провела ее по всем методикам (так положено). Считала она до 10 с трудом, по картинкам не узнавала ни одного дикого животного, из домашних знала немного о тех, что по ее словам "бабушка держит". Связный рассказ по трем картинкам составить не смогла, но при этом внимательно слушала и про животных на картинках старательно выспрашивала - А что он ест? А где живет? А с кем дружит?
Рассказ по картинке мы в итоге составили вместе и заодно по еще нескольким таким же блокам картинок пробежались. Сидели часа три. Обычно дети с таким диагнозом через 20-30 минут уже не слушают и вовсю вертятся, просятся уйти.
Ребенок оказался очень усидчивым и любопытным, но при этом общий кругозор и знания об окружающем мире на уровне - "Что я увидела в окно у бабушки в деревне".
Коллега-психиатр потом сказала, что Лене собираются в будущем ставить олигофрению, мама настаивает - пенсия ну очень нужна.
Мама в это время проходила стандартный курс в женском отделении. У мамы тоже диагноз Олигофрения (легкая степень). В больнице лежит регулярно. Милая пухленькая сероглазая шатенка. Улыбчивая, но не слишком общительная. Коллеги из женского отделения потом рассказали, что у мамы три квартиры от разных мужей. Все сдаются. Женщине около 35, мужья были предельно пожилые и жене недвижимость оставили в наследство. Живет она у четвертого пока еще гражданского мужа, а дочь с бабушкой в деревне. Девочка на домашнем обучении.
Примерно через тридцать дней (перед выпиской) я провела финальную диагностику Лене. Ребенок сидел и рассказывал, смотря на картинки - Это лиса, она ест мышек, живет в норе. Это волк, его зовут "санитар леса", волки живут стаей и едят мясо.
Лена два часа цитировала мне все, что я ей рассказал месяц тому назад, добавляя новые детали, по ее словам узнанные у соседок по палате. Рассказ по картинкам она составила сама, бесконечно фантазируя. Считала уже до 30.
Общий уровень знаний по прежнему не дотягивал до возрастной нормы и диагноз ЗПР ей поставили.
Расскажу реальную инклюзию из СССР. Когда нас проблема не касается, то ее и вроде и нет. Когда я поступил в 1986 году в "бауманку", то не знал, что там есть обучение для глухонемых. Оказалось, что обучение таких людей ведется с 1934 года. В мое время их набирали в отдельные группы, которые сопровождали сурдопедагоги весь учебный день. Когда шел общий поток, то они стояли рядом с лектором и переводили. Были на лабах, на семинарах. Сейчас это направление в МВТУ развилось еще больше. И построение учебного процесса дало понимание, что для реальной инклюзии нужны "деньги, деньги и еще раз деньги". Тьюторы, помощники - все это стоит денег. Учитель не должен на это отвлекаться. Он не должен успокаивать ребенка с особенностями, не его это задача. Если ребенок не справляется с программой, то его надо переводить в другой класс, с коррекцией. Не надо отнимать нервый у учителей и возможность получать знания у остальных детей.
А я вам расскажу вид с другой стороны.
Я учитель в общеобразовательной школе. И да, я НЕ хочу учить таких детей. Моего мнения НЕ спрашивали, и даже мнения профсоюза тоже не спросили, когда запихивали НЕнормальных детей к обычным. Более того, даже при приеме на работу меня не спросили (но по сути это бессмысленно - ребенок с овз может принести документы в школу в любой день, и ты обязан его взять), хочу ли я работать с такими детьми. Да, за них мне идет доплата, но эта дополнительная нагрузка мне не нужна.
Это жутко тормозит общий темп, это некомфортно для особенного ученика (какой бы диагноз у него не стоял), это не нравится мне. Вот не хватает у меня терпения и верно сказал автор, я достаточно брезглива.
Не говоря о том, что нереально разорваться на части, обучая и норму и отклонение от нее даже в плане скорости восприятия информации, переключения на разные виды деятельности и (теперь) отсутствия групповых форм работы, так как быть с таким ребенком в группе никто не хочет, он сам не идет (мягко говоря) на контакт, а работа, когда все в группах, а он один портит ему настроение.
У коллеги моей в классе ребенок с болезнью опорно-двигательного аппарата, который даже встать с парты и стоять сам не может, и даже с палочкой не может, постоянно нужна помощь человека. Сопровождающего (тьютора), конечно, нет, потому что это копейки, и полноценный, отдельный, только этим ребенком занимающийся, педагог не пойдет на зарплату в 15-20 тысяч. С каким сердцем мать каждый раз отводит ребенка в школу? А выбора у нее нет, альтернативы в виде специальных школ тупо нет.
Я не хочу тратить время на таких детей. Я выбрала свою профессию, и я хочу работать с развитием нормотипичных детей. Или, если уж на то пошло, работать ТОЛЬКО с такими, особыми детьми. Это специфика такая, что смешивать ее с чем угодно - тупизм полный для каждого субъекта образовательного процесса: страдает ребенок, окружающие дети, его родители, я.
Министерство образования, куда катимся?..
Работаю на заводе. Полгода назад пришли на завод практиканты после 3 курса технического техникума, или колледжа, хрен их теперь разберёшь. Одного Буратино дали мне. Наставником будешь, говорят. Ладно.
С первого взгляда парень как парень. Козявки не ест, говном не кидается, драться не лезет... Речь правильная и даже вежливая. Не матерится. В первые же дни он заявил, что работать по специальности он не собирается, а будет он после техникума поступать в военное училище, сейчас выбирает - либо в Сызранское вертолётное, либо в Ейское авиационное, либо в Академию ВКС им. Жуковского. Ему папа-военный посоветовал, папа долго прапорщиком служил, говорит что у военных зарплата хорошая и лётчики рано на пенсию выходят.
Оке, думаю, судя по всему парень неглупый...
Недели через две начал я замечать, что чего-то тут не так...
Абсолютно не помнит, что ему говорят. Надо, говорю, станок после себя прибрать, чтоб следующий, кому понадобится, нашёл оборудование чистым. Он ушёл - станок засран. Почему не прибрал?.. А я потом, вечером уберу... Надо сразу, говорю. Понял? Понял. На завтра такая же хуйня. Через месяц таки получилось приучить.
Инструмент, говорю, убирай в тумбочку, как не нужен стал. Он мой личный, я за него расписывался.
- Петя, ты вчера циркуль разметочный брал, где он?
- А я его там оставил...
- Иди принеси.
Сходил.
- А там его нету...
Ясен хуй, нету. Ноги кто-то циркулю приделал. Тыща человек на заводе, в три смены... Ищи-свищи...
В первые же месяца полтора сломал или проебал половину моего инструмента.
- Смотри, Петя, при диаметре сверла 42 мм нужно ставить минимальную подачу, обороты поменьше и эмульсию не забудь включить. Вот тут обороты регулируются, вот тут подача, вот кнопка охлаждайки. Запомнил?
- Ага, запомнил.
Через два дня.
- Там это... У меня чёто свёрла ломает...
- Бывает... Так, погоди... "СвёрлА"?? Сколько сломал уже?..
- Два... Потом на складе ещё два брал, они тоже чёто сломались, а больше таких на складе нету...
Идём к сверлилке. Ну так и есть - обороты в три раза больше чем надо, подача вдвое быстрее. Ещё бы они не ломались.
- А ты после первого раза не подумал, почему их ломает?..
- Я думал, просто свёрла плохие.
- Я ж тебе позавчера про обороты и подачу всё рассказал и показал!
- Аааа, ну дааа....
И так постоянно. В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Бери, говорю, Петя, в тумбочке штангель, размечай детали.
- А что это, штангель?
- А вас что, в школе на уроках труда не учили что ли?..
- Нееее... Мы там доски пилили, чтобы забор ремонтировать...
- А в техникуме?..
- Вроде показывали два раза... Во, точно, вот такой! А как им пользоваться?..
Да блииииииин.....
Сидим в курилке. Петя:
- А вот я слышал, что украинцы наши корабли в Чёрном море потопили. Значит, у нас теперь нету морского флота?..
- Как это нету... Полно. На других флотах.
- А у нас что, разве не один флот?..
- Эмммм... Вообще-то ещё Тихоокеанский, Северный, Каспийская флотилия...
- Ни фигасе! А я думал, один!
В следующий раз:
- А почему сварщики в масках варят? Чтобы брызги в лицо не летели?
- Ну да. И глаза чтобы не обжечь ультрафиолетом.
- Это как?
- Ну ультрафиолетовое излучение. Ты что, не слыхал?
- ... ... ... А на солнце тоже в маске можно смотреть?
- Можно.
- А вот если недалеко ядерная бомба взорвётся, то тоже можно через маску смотреть?
- ... ... Можно... Но недолго...
- А почему недолго?...
Занавес.
И этот юноша вполне успешно закончил 9 классов в школе и по его словам учился почти без троек. Этот Буратино поступил и заканчивает технический колледж. Этот юноша вполне уверен, что он поступит в военное училище и станет лётчиком... Этому Буратино дадут в руки боевое оружие и доверят защиту страны...
... Ну или его яжпапа-прапорщик прекрасно обо всём знает и просто убеждает сыночку, что всё будет отлично. Тогда как сыночке в ближайшее время предстоит внезапно столкнуться с суровыми жизненными реалиями...
Таких буратин вместе с Петей на практику прислали ещё штук пять из техникума. Одному уже оттяпало три пальца на руке упавшей незакреплённой хонголовкой... Потому что тоже всё похуй, и кому нужны правила ТБ и элементарная внимательность. Месяц назад.
Я рад, что хоть тот в военное училище уже не попадёт... Если все они такие...
Очень много возмущений сыпется на головы учителей от родителей детей с ОВЗ. Кривые, сякие, с детьми работать не умеют и не хотят, нам бы вот хорошую школу, а их нет, проклятое правительство, заговор!
Заговор.... Расскажу на примере нашего куста (это типа округа, я не из Москвы). Я пришла работать в специальную коррекционную школу для умственно отсталых (официальное название) в 2003 году. В маленьком двухэтажном здании бывшего детского сада было 72 ученика. По 2 класса на параллели. То же самое было и в других школах, а в школе, где учили сразу на штукатура-маляра, вообще под 200. Плохо? Нет, дети получали рабочий навык, выходили не в пустоту, а могли уже начать работать и обеспечивать себя. Плюс на уроках СБО детей учили готовить, стирать, зашивать свои вещи, ходить в магазин и делать покупки, писать письма и заявления, как правильно спрашивать посторонних людей и просить о помощи. Ничего не напоминает? Да, новомодные тренировочные квартиры, которые редки и дороги.
Как же все это осуществлялось? Первое и самое важное: решение ПМПК даже не обсуждалось. Прошел комиссию и получил заключение 7 или 8 вид? Обязан привести ребенка в соответствующую школу. Никаких истерик "не хочу и не буду! Дайте мне обычный аттестат!". Затем раз в год проходить обследование у психиатра. Кстати, на моей памяти трижды отменяли решение ПМПК и возвращали детей в массу. А учеников школ 7 вида вообще в обязательном порядке обязаны были скорректировать к 4 классу так, что дети спокойно уходили в обычное среднее звено. Ну или в 8, УО, кстати, отсюда же пошла байка, что якобы УО не диагностируют до 12 лет. Диагностируют, с 6,5 лет официально. Осталось только родителям это принять.
Что же случилось? Случилась толерастия. Умствено отсталые- это унижает. Ок. Заменим на ОВЗ- ОГРАНИЧЕННЫЕ возможности здоровья. Опять не угодили! Особые образовательные потребности - на это уже родители согласились. У меня в трудовой 6 записей подряд- это просто переименование школы.
Мечта об обычном аттестате так же не отпускала. (Спойлер: нет, даже если быть в массе, но программе 8.3, 8.4, 9.1, 9.2, ребенок все равно получит свидетельство, а не цензовый документ) И первый шаг к этому "заключение ПМПК носит рекомендательный характер". Одновременно с этим был подписан приказ о подушевом финансировании. Т. е. предположим один ученик стоит 100 тысяч в год. Набрали класс? Получили 1,5-2 миллиона к бюджету. Это и оплата труда ВСЕХ сотрудников, включая дворника, услуг ЖКХ, где коммерческая стоимость гигакаллорий тепла и киловатов электричества в 3-4 раза выше, чем для бытового потребителя, пополнение материальной базы, включая учебники. Разумеется, что при таком раскладе началась битва за детей. И коррекционные школы проиграли ее всухую. Попытки экономить и сокращать расходы не бесконечны. Министерство просто берет и ликвидирует такое учреждение с формулировкой "Не рентабельно". К 2012 году из 9 школ у нас были закрыты 5, здания отданы под коммерческую собственность. Как было заявлено " Родительская общественность проголосовала рублем".
Да, после 2015 года ситуация с финансированием начала меняться в лучшую сторону. Но ликвидированных школ это уже не вернуло. Даже по банальной причине- нет свободных зданий, пойди отбери обратно проданное.
А дополнительных проблем доставляет тот факт, что с такими детьми должны работать в первую очередь люди небрезгливые. Поедание козявок из носа и прочего несъедобного, рыгание, пуки, каломазание, недержание мочи, онанизм, вытаскивание прокладок и обмазывание всего вокруг менструальной кровью- это не про академические знания. Это про терпение. Терпение именно к больным. А это понятие, как выяснилось, очень сильно ущемляет активно-агрессивных родителей. Плюс чтобы обучать таких детей мало закончить двухнедельные курсы "Что такое ОВЗ? " - надо хорошо знать патопсихологию и специальную психологию с методиками преподавания.
Надеюсь, теперь стало понятнее куда же исчезли коррекционные школы из зоны доступа желающих. Что я думаю с высоты опыта? В этой войне нет победителей. Все проиграли. Все. И пока положительный исход точно не виден на горизонте. Грустно.
Привет:) Сыну 6 лет в сентябре исполнилось, основной диагноз - аутизм, плюс несколько сопутствующих. Речи не было до 5 лет, туалетные навыки- в 3.5 примерно освоил. Самообслуживание - в 5.
Самое главное, что волновало и меня, и волнует многих мам- речь. Наша родная русская речь, что никак не давалась ребенку. С 3 были отдельные слова, рандомно выбранные ( " мама", " кот", " сок"), штук 8-9 общим числом. И то, мигрирующие- то говорил их иногда, то на пару-тройку месяцев замолкал.
Отмечу сразу- диагноз нам выставил чудеснейший врач, Каримов ( раньше был зав отделением НЦПЗ на Мичуринском проспекте 74). Он первым сказал:" Мама, если ребенок в 4 не говорит- это уже диагноз. А вот какой- наша задача выяснить". Помню, как не могла принять этого, плакала, ругала его про себя. Первые таблетки, выписанные им, смыла в унитаз со злости ( да еще и фильм " Остров проклятых" с Ди Каприо некстати вспомнился. Сцена, где сбежавшая врач рассказывает о действии сильных нейролептиков). Ну и, естественно, меня поддерживала огромная команда горе-врачей, начиная с неврологов местечковых, по месту регистрации, заканчивая зав поликлиникой. Что в голос твердили:" Ой, мальчик хороший, понимающий. Вон как эмоции считывает, отклик есть. Заговорит. Мальчики поздно говорить начинают". Советовали мне не париться, ехать на море, гулять больше с ним. И это- в 4-4.5 года ( забегу вперед- а другие врачи потом в ужасе крутили пальцем у виска, говоря:" Мама, вы чего?! Вы как все это время, где были?! Почему так поздно занялись ребенком?!").
Ну, вот, по принятию диагноза, оформлению на учет, борьбе с ужасающим и бутафорским, я считаю, ПМПК ( для галочки все, за пару минут целая судьба ребенка решается не особо заинтересованными в этом людьми плюс) , оформлению инвы ( дали на 5 лет на МСЭ) я пришла к необходимости реабилитации. И срочной. До этого, отмечу, ходили к логопеду и дефектологу. Логопед не особо помог, дефектолог ( с кучей регалий) по какому-то своему методу учил пальчиковой гимнастике ( дескать, нейросенсорика, что бы вы, мама, в ней понимали). По итогу ребенок целые фразы выстраивал жестами. Допустим, " палец на себя"- я, " палец на окно"- на улицу, " движение пальцами как ножки ходят"- гуля ь, " палец на меня"- с тобой. Сменили- попали к мошенникам ( отдельным постом опубликую это, там много слов и эмоций). Вкратце- люди без образования, навыков и совести на горячей базе наживаются. На родителях, что в ужасе и шоке готовы на все ради будущего своего ребенка.
Кололи Кортексин - после каждого курса из 3 был всплеск речевой активности. Прямо именно желания- болтал слова, составлял словосочетания из двух-трех слов. Но максимум месяц - угасание до начального состояния, откат, по сути.
Плавали с дельфинами на ВДНХ - все то же самое. Речь даже больше, чем от Кортексина- прямо по выезду из дельфинария болтал, пытался предложения строить, восхищенный и счастливый был. А месяца два- угасание, откат.
АВА терапией занимались с терапистом- там было просто воспринято ребенком в форме игры, не подошла от слова совсем. Но тут, опять же, не могу вменять в вину тераписту- подкачала я и муж. Там ведь как нужно- чтобы всё окружение было в теме. Иначе смысл, если в центре одному учат, а дома наплевали на методику, дома-то ребенок больше времени проводит. Но я так честно рассудила - для АВА или нужно веселый и легкий нрав иметь, что не моё явно. Или что-то употреблять/ быть двинутой;)) иначе просто потряхивает от образа этакого родители-Фландерса из Симпсонов, что вечно всем доволен, подбодрит, поддержит. А в случае неудачи не бомбится, а просто реакции не дает...
И вот, с ужасом просто, пришли к необходимости детского сада коррекционного. До этого сын год отходил в обычный, на 3 часа в день. Не ел сам- не давал кормить себя. Садик 2094, Саларьево. Чудесные педагоги, чудесные родители , чудесные специалисты- я плакала, когда приходила. Меня каждый старался поддержать, приободрить. С ребенком почти индивидуально прям занимались, мамы многие плюс своим деткам говорили:" Поиграй с Витей", объясняли, почему не говорит- что все по-разному навыки разные осваивают. Кто -то из них до сих пор сам не одевается, кто-то сам не ест, а вот Витя- не говорит пока.
Но я видела- тяжело ребенку в большом коллективе, плюс и навыков нет у персонала, хоть желание помочь огромное.
Выбор пал по отзывам на садик 1708 на Ленинском. Мгновенно записались онлайн, приглашены на собеседование были. Ребенка осмотрели, притом, назвав те три диагноза, что в карте значатся, а я даже не показала никаких мед документов еще. Плюсом врачи так не называли, как там специалисты. Ну и предожили пятидневку, так как только так, сказали, будет результат.
Скажу честно: было страшно, совестно, мучительно. И что отдаю в интернат почти, а сама дома кайфовать буду пять дней. А он там " голодает/побит/мучается"- мысли, что теперь мне в ЛС пишут уже другие мамы, спрашивая, как там оно, в саду.
А оказалось....Ребенок после 1 (!!) недели пребывания там пришел домой с навыками следующими: сам ест ( я не могла 5 лет этому научить! Пять лет! Ни в саду обычном, ни другие специалисты- никто), сам одевается и раздевается ( да еще смешно так складывает одежду, как там учат. Бегает, ищет полочку, куда обувку поставить- там на полочках всё). Но главное - речь. 2.5 месяца ходит в общей сложности ребенок туда- речь появилась. Притом, фразовая. Я после каждой недели снимаю видео, вижу прямо в процессе как к лучшему меняется сын- от слов к словосочетаниям, от словосочетаний к фразовой речи, а теперь- полный текст говорит. Это для нас....я просто не знаю, как и написать- счастье огромное. Мы гуляем теперь на площадке - малой стал душа компании. Первый прибежит, поздоровается, о себе расскажет, ответит на все вопросы ( притом, что еще месяца три назад он добрую половину обращенной речи не понимал. На вопрос " что делали у бабушки" отвечал " да", к примеру). Никто не догадывается о диагнозе даже, тогда как, опять же, несколько месяцев назад и гулял один почти, и родители спрашивали, что у нас да как, советовали, своих специалистов предлагали. А сейчас- небо и земля.
А всё - труды замечательного педагогического состава, воспитателей, нянечек. Ребенок идет в сад как на праздник, ждёт его еще с выходных .скучает по деткам.
Опять же, я поняла, как мучился он дома со мной- это как меня в 33 приставить к бабушке лет 90, и принудить лишь с ней гулять, лишь с ней играть. Скучно. А любому ребенку хочется общения со сверстниками. Своей боязнью, глупостью, неинформированностью и предубеждениями я лишь тянула ребенка назад в развитии
Всем очень и очень и миллиард раз очень рекомендую такой опыт, школу данную- на колени готова встать перед сотрудниками за то, что они подарили моему ребенку шанс на полноценную здоровую жизнь, речь, навыки.